14:33 Степан Груша | |
Снова пишу пост, полезный для тех, кто пишет или собирается начать. Несколько дней назад закончил учиться в сценарной мастерской полного метра Александра Молчанова. Как я туда попал, рассказывал тут: https://www.facebook.com/StepanGrusha/posts/2596532713733325 Если коротко: его бесплатный тренинг "Самодисциплина для писателей и сценаристов" очень сильно повлияла на меня год назад: быстро написал 2 любимых проекта, которые откладывал по 5 и 10 лет, и которые висели на мне долгом и внушали мысль, что я неудачник, не способный взяться за дело своей жизни. Поэтому уже месяцев 10 меня не покидает ощущение, что вот теперь-то я и начал жить по-настоящему. Решил пойти учиться у Александра в мастерскую сценариев сериалов, которую он в тот момент набирал, с мыслью, что даже если курс окажется фигней, и я его брошу, я хотя бы деньгами отдам преподавателю долг за "Самодисциплину", которая изменила мою жизнь. Но мастерская оказалась отличной. На курсе мы пару недель подготавливали почву для будущего сериала, решая, что каждому ученику интересно смотреть и писать: по теме, жанру и личным переживаниям, которые можно в сериале использовать. Ответив на эти вопросы я придумал очень неожиданный для меня самого сериал "НейроМатвей": 12-летний вундеркинд создает первую популярную видеоигру для устройства подключения мозга напрямую к компьютеру – Neuralink Илона Маска – игру, исполняющую самые тайные и неосознаваемые желания – и вместе с родителями борется за этот растущий стартап, который пытаются отобрать сразу несколько могущественных сил. По рефам: "Ozark" с элементами "Manic" 2018, происходящий в мире "Silicon Valley" в России. А за последующие два с половиной месяца замысел постепенно оброс структурой персонажей и локаций, превратился в поэпизодник, а затем пилот и заявку. Примерно в середине сериального курса я оплатил следующий – сценарий полного метра. Структура этого курса оказалась совсем другой: первые несколько недель мы вообще не брались за сюжет, а лишь готовили топливо для будущего сценария с помощью вспоминания и описания самых ярких событий жизни каждого ученика. Затем мы уже придумывали концепты своих фильмов так, чтоб в них хотя бы немного использовались наши воспоминания или мечты: чтобы текст был живее и эмоциональнее. У меня родился фантастический сюжет "Токсо". Завязка такая: 18-летняя Оля и ее отец Петя выживают в лесах России спустя 16 лет после эпидемии мутировавшего токсоплазмоза, из-за которого 98 процентов людей, утратив осторожность, погибло в несчастных случаях. Герои избегают контактов с другими людьми, которые могут оказаться работорговцами или зараженными, желающими инфицировать тебя с помощью поцелуя. Оля встречает парня, чья картина мира совсем другая, и начинает сомневаться в словах отца о вымершей цивилизации. А когда Петя всерьез заболевает, Оля против его воли везет его больницу маленького города и встречается с реальным миром, где эпидемию победили, а отлавливают лесных отшельников, чтобы лишь вылечить от паразита, вызывающего паранойю. Но в поведении и словах горожан много подозрительного, и Оля решает выяснить правду. По рефам: начинается, как "Дорога" 2009 и "Last of us", но светлее, без зомби, с множеством комедийных эпизодов, а дальше развивается в духе любимого Филипа К. Дика. В ходе работы над поэпизодником частично сюжет и полностью тема-идея изменились, а за 4 недели написания самого текста родилось множество новых арок. Здесь приходилось писать быстрее, чем на сериальном курсе: уже не 50, а в моем случае 150 страниц за 4 недели. После этого у нас была неделя на редактуру, я дал почитать сценарий 10 друзьям, 5 смогли оперативно прочесть, и вот тут я узнал от них кучу несостыковок и повторяющихся стилистических ошибок сценария. За сутки срочно внес множество правок, включая удаление и написание новых сцен – никогда не переписывал свой сценарий так смело и быстро – и появился первый вариант, который уже можно показывать людям. И, как ни странно, самую трогательную деталь из своих воспоминаний, которая оживила 3 эпизода и закрыла линию в финале, смог добавить в сценарий именно на этом этапе. И в начале, и по ходу учебы у меня изредка возникали сомнения в выборе мастерской из-за того, что в ней очень многое заточено под новичков, для кого это первый пилот или первый полный метр. Однако, мне – после прочтения десятка книг по сценарному мастерству, написания 3 полнометражных сценариев, 2 пилотов и десятков синопсисов – 80 процентов материала курса были в новинку. А по ходу учебы мы читали и комментировали работы друг друга, и некоторые тексты в том числе тех, кто писал первый раз, очень крутые, и могут, на мой взгляд, стать хитам. Один из главных плюсов мастерской Александра в том, что он лично читает каждый текст и дает обратную связь, что понимаешь, когда он на каждом курсе ругается в комментах: "ПОЧЕМУ ВЫ НЕ НАПИСАЛИ, ГДЕ НАЧАЛСЯ ВТОРОЙ АКТ? КАК Я ЕГО НАЙДУ? ПОТРАТЬТЕ СЕКУНДУ, ЧТОБ Я НЕ ТРАТИЛ НА ЭТО 30 МИНУТ!" Другие школы, иногда с более успешными преподавателями-хедлайнерами, устроены по принципу бесконечно масштабируемого бизнеса: работы учеников читают не те, на чье имя вы пошли в эту мастерскую, а другие специалисты или вообще вчерашние выпускники этой школы. Что хорошо для бизнеса, и плохо для ученика. Очень советую учиться у Александра Молчанова, а для дегустации попробовать его бесплатную "Самодисциплину для писателей и сценаристов" на ютубе - она мне теперь помогает не только писать сценарии, но и вообще выполнять сложные задачи, требующие креатива и концентрации. | |
|
Всего комментариев: 0 | |