В 2014-ом году по ряду причин я ушёл со всех сериалов, на которых работал сценаристом. При этом все три года меня сжигало изнутри, что ничего не пишу - что не могу и не хочу. Чужие посты во френдленте о премьерах вызывали только чёрную зависть и приступы самобичевания. Я даже подумывал выйти из Сценарного Цеха, потому что уже не чувствовал себя его частью, не чувствовал, что право имею там находиться. Если когда-то изредка на что-то и хватало сил, то только на краткий постик в фейсбученьке. Какое тут писать?
В июне понял - дальше так жить нельзя. Или я сделаю что-то сейчас, или уже никогда.
Именно в этот момент я и увидел объявление о новом наборе на базовый курс в сценарную мастерскую Александра Молчанова, ну и записался.
И знаете, Мироздание как-то так само всё закрутило, подкрутило, трансформировало вокруг - и время нашлось, и работа как-то пододвинулась. Истинно - сила мысли может всё.
Цели у меня следующие:
1) Вернуться в индустрию, но на другом уровне - не просто сценаристом на сериалах, а самостоятельным автором, у которого могут покупать и которому могут заказывать самостоятельные проекты;
2) Избавиться от комплекса по поводу извечного спора Сценарного Цеха - можно ли быть хорошим сценаристом без сценарного образования;
3) Выработать привычку к ежедневному письму. Писать каждый день не смотря ни на что. Это, кстати, оказалось для меня вполне себе инсайтом ещё на этапе летней подготовки к базовому курсу. До этого данный навык как-то в голову мне не приходил и в целях не стоял;
4) Проверить себя на то, а могу ли я вообще выдумывать с нуля идеи и персонажи. Вообще варит ли котелок ещё. Или всё атрофировалось.
Собственно над всеми этими целями я пока работаю. Закончен лишь только базовый курс. Впереди - курс по сериалу и полному метру.
Но по итогу базового курса могу сказать следующее:
1) По второй цели. Рассуждаю я так. Если есть сценаристы, которые получили образование, то что они могут знать такое, чего могу не знать я, как самоучка? Есть ли какие-то такие вещи или их нет? Если нет - отлично, а если есть? Получается, что такие сценаристы будут иметь преимущество передо мной в достижении первой цели. Поэтому, учась в мастерской, я не только свой комплекс закрываю, но и уменьшаю риски.
Я в итоге не знаю, являются ли вот эти все полученные на курсе неочевидные мелкие вещицы и детали тем самым тайным знанием. Дьявол как всегда в деталях, но если он в них, то значит благодаря базовому курсу, я их узнал. Ну т.е. правда есть такие вещи, которые сами по себе как бы вообще неочевидны, но возможно они - некий код, не зная которого твои шансы во многих местах могут быть при прочих равных условиях меньше. Никогда ведь не угадаешь. А может и нет. Но пусть лучше будут. Это я про незакрытые реплики, про начало сцен с реплик, про мясо и финтифлюшечки, про оценку при описании, ну и ещё парочка вещей, по которым мастер опозорил меня на весь фейсбук :) Ладно хоть без фамилий :) Хотя казалось бы! Казалось бы! :) Но вообще неочевидно! И это при том, что я считал, что благодаря опыту на сериалах, я типа это... Ну хоть как-то подготовлен.
2) По четвёртой цели. Я сделал для себя ограничение - никаких заготовок, все задания выполняю с нуля, всё придумываю на ходу, работаю в режиме он-лайн. И знаете что? Руки-то всё помнят! :) Это открытие меня и порадовало, и поразило. И вдохновило. Я снова погрузился вот в эти все ощущения. Когда ПИШЕТСЯ! И понял задним числом, что все предыдущие три года - это АД. Ад - это, когда не пишется. Как вообще можно без этого жить? Как это можно на что-то другое променять? В общем, я пока купаюсь в этом ощущении и надеюсь, благодаря цели номер три, что оно от меня уже не уйдёт.
3) Ещё раз вспомнил как же ненавижу писать поэпизодники, но ещё раз убедился, что по нормально расписанному поэпизоднику сам сценарий написать раз плюнуть и оставшееся время можно тратить уже не на его написание, а на его вдумчивое редактирование. Пожалуй, надо добавить цель - полюбить писать поэпизодники.
4) Ещё раз понял, что надо идти от героя - весьма болезненно, кстати. Буду над этим работать.
5) Попробовал адаптацию - до этого у меня такого опыта не было. Было очень интересно. Понял при этом, сколько на свете классных рассказов и новелл!
6) Убедился насколько много на свете классных идей у людей в головах, и что даже если в мастерской так, то насколько всё круче за её пределами. И какова тогда конкуренция в индустрии! Понял, заодно, что за своё место под солнцем придётся заново и нехило так бороться.
7) Возможно, самое важное - то, что три года назад привело к проблемам - я, наконец-то, узнал, осознал, понял, что такое "писательская гигиена". Сколько надо писать, когда, как. Дисциплина. Как раз для того, чтобы не перегорать. Жить, чтобы писать, а не писать, чтобы жить. Но это больше благодаря мастер-группе, куда нам тоже дали доступ, и книгам, которые надо было прочитать за летний период подготовки.
Из того, что не получилось:
1) Так и не могу отлавливать пока момент, когда историю уже не надо редактировать - когда это пойдёт ей только во вред.
2) Так и не могу пока выбирать себе историю по силам - замахиваюсь на слишком неподьёмные вещи и формы.
3) Так и не могу пока писать просто - как-то само получается сложно - и форма, и содержание.
Буду учиться. Что уж тут.
И это ещё только базовый курс! Что же будет дальше?! |