Как вчера и обещал - мой более подробный отзыв на курс по хоррору Александр Молчанов (Alexander Molchanov). Мне, в отличие от многих новичков Сценарная мастерская Александра Молчанова, глобальный отзыв писать сложнее, просто потому, что я уже не раз эти отзывы писал, а в целом, прошел у Молчанова 4 курса - базовый, полный метр, сериал, адаптация. Так что его стиль, принципы и суть курсов описывал неоднократно. Но очередной курс снова привёл меня в восторг. Вдруг из ниоткуда я написал хоррор о котором давно мечтал. Я люблю этот жанр, пытался что-то писать, не доводил до конца, разочаровывался. А тут - уже готовый сценарий, в который при этом мне удалось замешать свой личный старый вопрос о свободе воли (думаю об этом уже почти 20 лет), свой опыт с астралом (я никогда ничего не практиковал, меня само собой вытягивало), страшные истории из своих снов, практически всё, что я боюсь, я запихнул в этот сюжет (кроме авиакатастрофы - просто в сюжет это не лезло). И такую же историю я читал уже у нескольких учеников Молчанова - "Много лет хотел, неожиданно придумал, бодро написал и доволен как слон". И это можно прочесть не только у новичков, но и у сценаристов-профессионалов. Молчанов, как я уж вчера написал, действительно творит чудеса и сподвигает на поступки. Это медицинский факт. Как это работает - не ясно. Мне близка аналогия с тренером. Можно заниматься спортом или чем-то там дома, самостоятельно, но тренер, который тебя корректирует, критикует, подгоняет, ставит цели, следит за выполнением - меняет всё кардинально. Тренер это внешний ограничитель, как гильза в патроне. Без гильзы порох это пшик, с гильзой - полезная работа.
Обучение в целом происходит так - самостоятельная работа по книгам и фильмам, еженедельные лекции онлайн, еженедельное выполнение заданий, оценка этих заданий. Всё. Тут, конечно, есть благодатная почва для критиков - "Можно самому все прочитать", "Можно самому ставить цели - это вопрос воли", "Пиши сам, зачем учителя". Это всё верно, так тоже можно. Но просто так это почему-то не всегда работает.
Есть ли гарантия, что вы вообще напишите сценарий? Нет, на каждом курсе есть люди, которые по разным причинам не дописали. Есть ли гарантия, что вы напишите хороший сценарий? Конечно нет. Есть ли гарантия, что ваш сценарий снимут? Нет. Более того, тот, кто надеется, что сама идея, которую он придумал, будет как-то подробно обсуждаться, тоже может быть разочарован. Идеи могут быть самые разные, но главное - это реализация. За этим всем следят, корректируют и направляют. Молчанов отлично умеет мотивировать, воодушевлять, но регулярной похвалы от него не ждите. Наоборот, всё может быть достаточно жестко и нелицеприятно.
На этом курсе было и новшество - два онлайн-урока вели ученики Молчанова. Анастасия Ермолаева ужасно интересно рассказала об энеаграммах, которыми занимается долгие годы и о том, как это можно использовать в сценарии (так появилось название моего сценария "Ты нужен", и я очень рад личному знакомству с этим отличным человеком), а Maria Titova (выпускник Кельнской киношколы) рассказала о расстановках, в которых она профессионал. И это были очень интересные лекции. Этакий шаг в сторону, на который я даже и не рассчитывал
Четыре курса, которые я прошел до этого, дали мне три сценария, которые попали в лонг-лист ПИТЧИНГ ДЕБЮТАНТОВ. Два из них попали в шорт-лист. Один из них - "Король дзюдо" по Альберту Иванову - получил премию New York Film Academy. Ну и что, что ни один из фильмов пока не снят? У меня и "Редукция" - мой первый сценарий, который был отмечен в конкурсе "Страна" Свердловской киностудии в 2009-м году - тоже так и не снят. И "42", который получил первое место в питчинге "Кинотекст: Главная роль" тоже не снят. Всё зависит от множества факторов и ни о чём не говорит. Но вот за "Ты нужен" буду держать пальцы. Ужасно хочу его увидеть на экране. Сложно даже представить, что ещё недавно этого сценария вообще не было. А теперь этот целый мир сумрачного городка Павловска, где и происходят события, есть. Спасибо, Александр! |